Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Виды функциональной грамотности.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ)
Задания, используемые в рамках мониторинга функциональной грамотности, объединяют в себе три области: содержательную, контекстную и компетентностную.
Содержательная область определятся видом функциональной грамотности или разделом учебной дисциплины.
Грамотность | Содержательная область |
Читательская | Типы и форматы текста |
Математическая | Разделы математики |
Естественнонаучная | Естественнонаучные предметы, методология |
Финансовая | Деньги и финансы, управление, риски и выгоды |
Креативное мышление | Самовыражение, решение проблем |
Контекстная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром
Грамотность | Контекст |
Читательская | Ситуации функционирования текста |
Математическая | Мир индивидуума, социума, образования и науки |
Естественнонаучная | Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии |
Финансовая | Образование и работа, семья, личные траты, досуг, общество |
Креативное мышление | Образование, быт, наука и технология, культура,
социум |
Компетентностная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром
Грамотность | Компетенция |
Читательская | Работать с информацией:
— находить и извлекать — осмысливать и оценивать — интерпретировать |
Математическая | Формулировать, применять, интегрировать и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы |
Естественнонаучная | Давать научные объяснения
Применять естественно-научные методы исследования Интерпретировать данные Делать выводы |
Финансовая | Работать с финансовой информацией
Выявление, анализ и оценка проблемы Применение и понимание |
Креативное мышление | Выдвижение, оценка и доработка идеи |
Анализ заданий (работа с аудиторией)
Определите
1) Вид функциональной грамотности
2) Содержательную область
3) Контекст
4) Компетентность / компетентности
Документы
Документы
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 №ТВ-94/04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности";
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности";
- Приказ департамента образования и науки Брянской области от 14.09.2021 №1306 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году";
Приложение №1 к приказу департамента образования и науки Брянской области от 14.09.2021 №1306. Региональный план мероприятий национального проекта «Образование» по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций на 2021/2022 учебный год;
- Приказ Управления образования администрации Брянского района от 24.08.2021 №240-п "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году"
- МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ национального проекта «Образование» по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Брянского района на 2021/2022 учебный год
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
https://fg.resh.edu.ru/ - Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ - Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)
Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках обществознания
Методические рекомендации. Глобальные компетенции. Учимся для жизни
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- 5 класс (2019)
- 5 класс (2020)
- 6 класс (2020)
- 7 класс (2019)
- 7 класс (2020)
- 8 класс (2020)
- 9 класс (2020)
Методические рекомендации. Готовимся к PISA-2022: математика и финансовая грамотность
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA-2018
С 04 апреля по 10 апреля 2022 года пройдет
Всероссийская Неделя финансовой грамотности
для детей и молодежи под общим названием «My Money Fest» в формате
образовательного онлайн-фестиваля «ФинЗожФест».
Федеральные события Недели организуются Дирекцией финансовой грамотности НИФИ Минфина России в онлайн-формате при поддержке Минфина России и Банка России в период с 04 апреля по 10 апреля 2022 года на странице «Мои финансы» в Вконтакте и на портале
«Моифинансы.рф».
Дирекцией финансовой грамотности разработаны материалы, информирующие население о важных аспектах финансовой грамотности. Материалы имеют открытую лицензию и могут свободно распространяться для информирования населения через СМИ, социальные сети, МФЦ, Центры занятости населения, Центры социального обслуживания граждан и пр.
Ссылки на материалы Недели находятся в Руководстве участника Недели и на портале «Моифинансы.рф»-Моифинансыюрф/ту-топtе- fest.
Рекомендvем принять участие в ключевых мероприятиях Недели, а также организовать мероприятия по данной тематике на школьном и муниципальном уровне, разместить информацию на информационных стендах и сайтах общеобразовательных организаций.
Предлагаем педагогам общеобразовательных организаций подключиться к телеграм-каналу «ФинЗОЖ эксперт» https://t.me/FinZozhExpert.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики
Практико-ориентированные задачи по развитию функциональной математической грамотности. Подготовка к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ.
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
5 класс (диагностическая работа)
5 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности)
6 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности)
7 класс (диагностическая работа)
7 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности)
8 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности)
9 класс (банк заданий для формирования функциональной грамотности)